ПРО СОРЕВНОВАНИЯ или на страже марафонов

 
Данная статья является авторским блогом Буренин Дмитрий

Как вы знаете, одно из направлений Мотохелпа – сопровождение спортивных мероприятий. Это направление не является основной операционной деятельностью, оно появилось как-то само собой и до сих пор является востребованным среди организаторов различных спорт ивентов.
В нашем активе сопровождение национальных и международных велогонок, чемпионата Украины по мотокроссу, триатлонов, марафонов и т.д. Но задачи в зависимости от вида соревнований у нас отличаются.
Если говорить лично про меня, то я не особо люблю «саппортить» велогонки (но это лично мое субъективное). Основное требование к маршалам на велосоревнованиях – обеспечение безопасности трассы. Следить, чтобы автомобиль не вклинился в колонну спортсменов, чтобы пешеходы или собаки не выбегали на трассу во время движения спортсменов и не было столкновения, сообщать директору гонки если заметили опасность или дефект на дороге… Короче делать все, чтобы спортсмены не упали по не по своей вине. Требования жесткие (у нас международная сертификация маршалов), ответственность довольно высокая. Согласно требованиям к маршалам мы не имеем права оказывать доврачебную помощь спортсменам – только обеспечение безопасности на всем маршруте (почувствуй себя телохранителем вредного клиента, велоспортсмены иногда такое мочат на трассе, что хочется после финиша подойти на личный разговор).

А вот марафоны, это совсем другой мир.
Да простят меня организаторы марафонов. Но я никогда не скажу, что полный марафон (42 км.) это полезно для здоровья и это ЗОЖ. Нет – люди бегут на пределах своих физических возможностей, организм переживает кризисы, гипертермию, тепловые судороги, обезвоживание, тахикардию… Там много приключений. Это серьезное испытание для человека, который решил пройти такую дистанцию.
Для участников это своего рода фан. Они ставят для себя цель и задачу – пробежать “5, 10, 21, 42 км”. Это борьба с самим собой, азарт, целеустремленность… Мы это очень хорошо пониманием и это круто.
Только мы смотрим на это с точки зрения спасателей, и у нас кардинально другая картинка.

Любой марафон для нашей команды – это подготовка к «массовой травме». Это значит, что пострадавших будет от двух и больше. Мы проводим внутренние брифинги, стараемся сориентироваться в расположении скорых, проверяем связь, распределяем «прокаченные мед рюкзаки». Даже анализируем погоду – если утро холодное, а днем потепление, то готовьтесь к серьезной работе (если утром на старте спортсмены утепляться, а днем потеплеет, то по дороге вещи сбрасывать им особо некуда… и начинаются перегревания).
К слову об организаторах – они на самом деле молодцы. Они всегда стараются «выбить» столько скорых, сколько это возможно. Проблема в том, что они не могут контролировать «начинку» скорой… И то, что они приглашают «Мотохелп» и Загони швидкого реагування Червоного Хреста (другими словами – привлечение волонтеров со специальной подготовкой), Мальтийский орден – так же говорит о том, что они пытаются перестраховаться и обеспечить максимальную безопасность спортсменов. Справки на дистанции от 10 км. – так же безопасность. Мне доказывали, что «справка это ничто, потому что ее можно купить в любой поликлинике». Я тут на стороне организаторов – если участник баран, который решил не пройти нормально обследование, а купить справку, то это его проблемы.

Каждый раз, когда ты едешь на марафоне рядом со спортсменами, следишь за их состоянием, ты хочешь чтобы каждый добежал (и не упал на финише, что тоже часто бывает). Знаете как мы в первую очередь понимаем что «что-то пошло не так»? Мы смотрим на губы: белые или синие – значит скоро это будет наш пациент и ты уже мысленно вспоминаешь, где у тебя аптечке пульсоксиметр, мешок АМБУ или маска для ИВЛ. И очень хочешь надеяться, что тебе это не понадобится.

Самое интересное, когда ты видишь, что спортсмен «не ок» – “треугольник” под носом белый, ноги немного заплетаются, видно, что очень устал (а бежать ему еще… ну хотя бы 5-10 км)… Ты понимаешь, что он скорее всего не добежит. Подъезжаешь и спрашиваешь:
«Як ваше самопочуття?» (ведь понятно, что не очень). Знаете что нам ответят в 99% случаев? «Отлично!», «Хорошо!», «Это лучший день в моей жизни!».
А на вопрос «Рекомендую краще на деякий час перейти на крок», на тебя либо покосятся подозрительно, либо ответят «Ні, дякую – я добіжу». Это важно для этих людей – добежать, это челендж. Доказать себе что ты можешь. Я их понимаю… Но только какой ценой это иногда делается.

На момент написания этой статьи, волонтеры мотохелпа участвовали в двух попытках реанимации при остановках сердца. Бывают соревнования, где в скорые отгружается по 10-18 человек с сердечными проблемами разной тяжести.
Да, погода играет прямую роль в количестве пострадавших. Это бесспорно.
Но еще играет роль физическая подготовка участников. Есть огромное количество людей, которые прочитали где-то о марафоне, встали утром с дивана и решили «а вот пробегука я через неделю 10 (или 21) км, я же 7 лет назад даже на пробежки ходил».
И это беда. У меня в среднем 3-5 тренировок в неделю (бокс + фитнесс), но если меня поставить на дистанцию в 21 км, то я результат будет такой же, как и выставить против меня на ринге бегуна.
Потому что бег – это дисциплина. Такая же как любой другой вид спорта. Ему надо учиться, уметь дышать, правильно держать руки, правильно наступать на землю, тренироваться (в первую очередь сердце), не знаю какие там еще тонкости.
С наскоку тут не получится. Если не занимаетесь, то возьмите дистанцию в 5 км. Для начала будет норм, займитесь бегом, если попрет, и через некоторое время – 10ка ваша. А когда почувствуете что дорастете, то проапгрейдитесь и до 21 км.

Во время оказания помощи (какая бы она не была), волонтеры Мотохелпа работают по международным протоколам и украинскому законодательству. И это правильно, практично и удобно. Эти протоколы придуманы умными людьми, допиливались годами практики, выводами из ошибок, которые стоили кому-то жизни.
Протоколы и алгоритмы уже у нас на подкорке прописаны. Они не дают нам мешкать. Уже автоматом «место безопасно –> одень перчатки –> проверь сознание –> проверь дыхание…» и понеслись дальше по протоколу. В критический момент мозг будет работать под адреналином (какой бы ты матерый спасатель не был). Поэтому нам важно работать «на автомате», а по ходу процесса уже и голова включиться.

Никогда не забуду случай, когда была остановка сердца у одного мужчины на забеге. Это был всего лишь шестой километр трассы – мотоциклистов-спасателей на этой дистанции вообще особо быть не должно, это считается безопасной дистанцией (хотя Красный Крест всегда расставлен по всему маршруту). Честно говоря я там стоял, чтобы сделать пару фотографий своих друзей-спортсменов.
Подбежал кто-то из ребят, которые раздают воду бегунам и крикнул, что участник упал и лежит. Никаких раздумий – по опыту понимаешь, что участники просто так не падают. Сразу на мотоцикл и туда, хорошо что совсем рядышком… Конечно я не подозревал, что на 6м км это будет «остановка». Потеря сознания, тахикардия, инфаркт миокарда, гипертермия… но «остановку» ты ожидаешь меньше всего.
Подъехал, сознание отсутствует, дыхание тоже, скорую участники уже вызвали, начало сердечно-легочной… Подъехали коллеги из @Загони швидкого реагування Червоного Хреста, подменили на реанимации. Было даже 2 «запуска».
Больше 20 минут до приезда бригады скорой помощи непрерывно шла борьба за этого участника. Мы передали пострадавшего еще «фибрилирующим» (кто в теме, тот поймет). Не хочу разбирать тут вопрос почему скорая так долго ехала – черт его знает. Не сразу нашли, оператор не ближайшую машину вызвал потому, что другие тоже пострадавшими заняты были, уперлись в заграждение трассы… Может быть много причин. Бригада как по мне была хорошая – сразу подменили нас, сразу дефибриллятор, тоже делали что могли.
К сожалению, спасти не смогли.
Многие думают, что укол адреналина (волонтеры не имеют права применять медикаменты к пациентам) или дефибриллятор , это что-то типа волшебной палочки, но нет… «Остановка» сердца (вернее фибрилляция желудочков, остановки разные бывают) это серьезная травма. Даже все делая очень правильно и сразу с «дефом», то шансов на успех даже не 50%.

Но больше всего меня впечатлила встреча с дочкой погибшего где-то через полгода.
Я часто встречался с родственниками погибших людей на ДТП. Либо сразу на месте события, либо в процессе помощи в больницах или в судах, еще как-то… Это всегда тяжело.
Ты всегда видишь их глаза и меня всегда это пронизывает насквозь, какой бы уже опыт общения ни был. Нельзя отмахнуться от такой бездны горя, которая есть в этих глазах, в эти минуты ты переживаешь все вместе с ними. Горе этих людей всегда попадает тебе в душу, даже когда ты не подаешь вида… Моменты такого общения, это самое сложное в нашей деятельности на самом деле.

Но тут было по-другому… Я никогда не встречался с родственниками для того чтобы рассказать как мы спасали, что делали. Тоже тяжело… Вроде бы и говоришь все спокойно, стараешься использовать правильные слова, чтобы не обидеть чем-то. А внутри все равно все переворачивается.
И знаете, что для этого человека было самое важное? И я это понял только в самом конце разговора… Знать, что для ее отца делали все возможное, чтобы его спасти.
Ни кто виноват… – знать что делали все.

И наверное, эта фраза будет моей мотивацией еще на долгие годы.
Потому что мы делали все. Мы всегда делаем все что возможно чтобы спасти пострадавшего. Каждый пациент, а тем более такой тяжелый пациент, для спасателя это личное. И ты борешься за него всегда до конца, потому что у него есть родственники, потому что он отец, брат, муж… потому что он человек, потому что все хотят жить. И во время оказания помощи ты понимаешь, что в данный момент ты его единственный шанс, пока не приедут медики. Все твои знания и навыки работают в этот момент на его выживание, а ты ведь тренировался годы, и практики хватает…

Еще одна вещь, которая осела у меня в голове: она с удивлением спросила «и вы ни разу не останавливались за полчаса во время сердечно-легочной реанимации?».
Мы можем остановить сердечно-легочную реанимацию в трех случаях: пациент ожил, вас сменил другой спасатель или прибыла бригада медиков, и… спасатель выбился из сил и не может физически продолжать реанимацию. Есть еще четвертый повод – принесли дефибриллятор и вы единственный, кто может его подключить и запустить… но в Украине пока на это надеяться не стоит.
Во всех других случаях наша моральная этика и наши обязанности (у волонтеров есть обязанности на самом деле) не позволяют нам оставить пациента, которому мы оказываем помощь. И наши моральные принципы будут с пациентом пока либо он не оживет, либо мы его не передадим скорой помощи, либо не ляжем рядом от усталости. Иначе мы себе не простим.
Все твои случаи при оказании доврачебной помощи будут с тобой потом жить. Все твои “проигрыши” и победы. При том если ты проиграл борьбу за пациента, то это с тобой навсегда. И если ты, как спасатель, не сделаешь 100% из всего что было возможно, то ты себе этого не простишь… Такая вот мораль.
И я рад, что мотохелп уже 11й год дает нам возможность помогать людям. И чем дальше мы развиваемся, тем больше этих возможностей. Это круто. Хоть иногда и тяжело.

Напоследок, хочу пожелать всем участникам марафонов – ставьте перед собой нормальные планки. Не прыгайте выше головы. Вы успеете поднять планку чуток позже, спешить некуда. Следите за своим здоровьем, тренируйтесь (раз уже решили участвовать в таких ивентах). Помните, что вас ждут и любят ваши близкие.

Желаем всем хорошего дня, и чтобы вы заботились о своем здоровье.

Допоможіть команді «Мотохелп» допомагати і рятувати постраждалих у ДТП!
1. через кнопку «Пожертвувати» на нашій сторінці у Facebook;
2. за посиланням http://motohelp.ua/help-moto/, де опубліковані наші реквізити і автоматизований сервіс для пожертвувань, а також описані наші поточні потреби;
3. Поповніть офіційний рахунок ГО «Мотохелп» через картку «Приватбанку»: 5169 3305 1204 6563

29133643_2012103859035745_8761771467588395382_n

Свіжі події:

19.07.2018 11

18.07.2018 года около 04.00 ночи во Львове был угнан мопед Yamaha Vino синего цвета, 1998 года выпуска.

Гос.номер: ВС2061АА
Кубатура: 49
Место регистрации: Львов
Номер рамы/VIN:****
Пробег: 20045
Район, откуда угнали: Франковский
Место, откуда угнали: ул. Коновальца 85а

Читать далее
18.07.2018 13

Мотоцикл SkyMoto Bullet 125 синего цвета.

Документы на мотоцикл – есть.
Год выпуска: 2008
Номер рамы/VIN: ****0360
Пробег: 10750

Район, откуда угнали: Дарница (харьковский)
Место, откуда угнали: пр-т Бажана 9д
Дата угона: 07/18/2018
Время угона: 01:30

Читать далее
18.07.2018 28

Мы продолжаем нашу самую страшную серию просьб о спасении пострадавших и помощь родственникам тех, у кого близкие находятся между жизнью и смертью.

16.07.2018 около г. Малин (Житомирская обл.) автомобиль сбил мотоцикл с пассажиром.
Мотоциклист погиб на месте, его пассажир (Криницин Павел) получил серьезнейшие травмы и был госпитализирован в местную ЦРБ.
Со слов матери Паши удар в мотоцикл был сзади, изначально водитель автомобиля давал показания, что уснул за рулем.
В ночь на 17.07.2018 на реанимобиле Павла транспортировали в БСМП г. Киев (то что он доехал это уже своего рода чудо при его политравме).

Павел получил следующие травмы:
– разорвана поджелудочная
– разрыв печени (прооперирована)
– разрыв кишечника (прооперирован)
– разрыв селезенки (удалена)
– перелом лицевых костей черепа
– кровоизлияние в мозг
Кома третьей степени.

Читать далее
15.07.2018 14

11.05.2018 года около 01.25 ночи в Одессе был угнан мопед Honda zx35 белого цвета, 1997 года выпуска.
Гос.номер: АН5536АС
Кубатура: 50
Место регистрации: Одесса
Номер рамы/VIN:****3308
Пробег: 85884
Район, откуда угнали: Молдаванка
Место, откуда угнали: Каретный пер. 19
Противоугонные меры: Цепь, замок.

Читать далее
11.07.2018 23

В период 4-5 июля 2018 года в г. Запорожье был угнан мотоцикл HONDA CBR красного цвета, 2006 года выпуска.

Гос.номер: ВМ6727АА
Кубатура: 1000
Место регистрации: г. Сумы
Номер рамы/VIN:****4701
Пробег: 38200
Район, откуда угнали: г. Запорожье, Шевченковский р-н.
Место, откуда угнали: Вскрыли гараж

Особые приметы: Передний и боковые пластик сделан из стекло волокна

Информацию, которая поможет владельцу найти мотоцикл, сообщайте по телефону 063-10-647-10 Виталий

Читать далее
11.07.2018 33

11.07.2018 года около 05.30 утра в Одессе был угнан мотоцикл Yamaha Xjr бордового цвета, 1993года выпуска.

Гос.номер: ВН3792АВ
Кубатура: 400
Место регистрации: Одесса
Номер рамы/VIN:****5626
Пробег: 10000
Район, откуда угнали: Армейская
Место, откуда угнали: Ул. Армейская 11
Противоугонные меры: Охраняемая стоянка,закрытая

Читать далее


Наші партнери:

СЭМПО (Одесса)
Защитим защитника
Motoshop